Дизайн-системы: ноги из плеч

Небольшая заметка-памятка тем дизайнерам и арт-директорам, которые решили создать для своей компании дизайн-систему. Не претендую на непреложность нижеизложенного, ибо пишу во славу смысла здравого, а не хайпа ради.

3-4 минуты на прочтение
Дизайн-системы: ноги из плеч

Это небольшая заметка-памятка тем клевым во всех отношениях дизайнерам и арт-директорам, которые решили, наконец, создать для своей компании единую дизайн-систему. Не претендую на непреложность нижеизложенного, ибо пишу во славу смысла здравого, а не хайпа ради.

Часть первая, о смысле общем, да потаенном

Как не было нового ничего под луной старославянской, так нет и поныне. Издревле предки наши бились за красу и систематизацию — и мы по сей день бьемся с усердием великим. Полчища вражеские не иссякают, аки брань из уст продакт-менеджера пред ликом дедлайна. И имя тем полчищам — здравого смысла отсутствие. Всегда была системность в дизайне праведном, только звалась она иначе. Или не звалась даже вовсе, а была признаком профессионализма лютого. Но не все то дизайн-система, что системность в дизайне.

Призвание истинное дизайн-систем заморских и наших — единообразие создать, стиль визуальный упорядочить и жизнь облегчить разработчикам злосчастным. И не менее последнее важно, ибо бизнес любой, хоть заморский, хоть наш — он про бабло в очередь первую. А посему создавать дизайн-систему хайповую нужно там только, где оправдано это.

Коль прост твой веб-сайт, как репа моченая, нечего ересь городить: живи как жил, да жди, пока вырастешь.

Часть вторая, важная, о составляющей технической

В одной компании, да не будет названо ее имя, среди изгородей оупенспейсовых, зарождалось диво дивное — дизайн-система корпоративная. Трудились над нею все от мала до велика: мудрецы седовласые, да джуны желторотые, иллюстраторы да юиксеры, аналитики да исследователи, маркетологи да прочие лоботрясы. И лишь одного в той команде не было — технаря упоротого, что смог бы фантазию дизайнерскую на землю стылую приземлить, а опосля создать набор компонентов чудодейственных, в реальность пресловутую ту систему воплощающих.

Долго ли, коротко ли, но нарисовали мудрецы вперемежку с джунами макеты да юайкиты, визуальный язык определяющие и глаз заодно радующие. Был там и иконсет собственный, и принципы анимационные, и много еще чего. Отправили сие творение всем департаментам корпоративным, да велели внедрять поскорее. Департаменты не лыком были шиты, внедрили да обкатали, на продакшн выложили. Всем по сердцу пришелся лик новый. Пользователи, доселе недовольные да хмурые, кипятком все смартфоны залили, обновленными сайтами пользуясь.

Но вот пришло время создания лэндинга небольшого, для нужд маркетинговых. Сунулись фронтендеры, да заблудились в десятке репозиториев, безобразии компонентов да стилей. Оказалось, что при внедрении не было у них лица, за техническую часть ответственного. Некому было за внутренней систематизацией присматривать — вот и вышло, что все сайты да приложения, внешне схожие да прекрасные, внутри оказались разными, как опушка и околица.

Приуныли тогда фронтендеры, явились на поклон к директору техническому, молвили о беде своей. Прикинул техдир линейку к носу, да осознал всю бедовость ситуации, заплакал слезами горькими. Потратила компания еще средств немеряно на внедрение повторное. Да уволили к чертям собачьим техдира нерадивого.

Мораль сего проста да неказиста: не одними лишь гайдлайнами с китами сильна дизайн-система, но пониманием да средствами реализации собственной.

Часть третья, о решениях взвешенных

…три дня и три ночи бились они, не щадя живота своего. Уж рожь-логика на том поле ратном истопталась, а никто уступать не желал: дизайнер бородкой хипстерской потрясал истово, а финдиректор отчетами квартальными по той бороде хлестал. И не было той битве конца, пока не явилась пред взором богатырей дева прелестная, Аналитикой именуемая.

Враз эмоции утихли, возобладал профессионализм над ненавистью взаимной. И молвила тогда та дева гласом ангельским, что жертвой дизайн-системы новой станут тысяча часов людских, и обернется компании родимой она как три кладезя с каменьями драгоценными. Воспрял в тот же миг духом финдиректор, да вновь замахнулся отчетами квартальными.

Но не замолкла Аналитика, не устрашили ее отчеты потрепанные. Продолжила она речь свою бархатную, да сообщила, что при этом разработка дальнейшая на пятнадцать процентов эффективнее окажется, ибо кодеры темные брать будут заклинания уже готовыми, а не кастовать каждый раз новые. Что по прогнозам приблизительным повышение конверсии пользовательской ожидается. Что бренд любимый несравненно узнаваемее станет. Прибыль да лояльность клиентов повысятся, и окупятся те кладези с каменьями за полгода приблизительно. У дизайнера от тех слов аж борода пуще прежнего лосниться стала.

Сдался тогда финдиректор на милость дизайнерскую, и жили они в мире до первого дедлайна.

Часть четвертая, подытожная да банальная

Нет в мире подлунном ничего чище да правильнее, чем перед принятием решения тяжкого о создании дизайн-системы собственной, проанализировать тщательно ее пользу реальную. Да не забыть учесть трудозатраты примерные, да составляющую техническую, да лояльность пользовательскую, да конверсию с узнаваемостью. Ибо не всегда отнюдь оно нужно в принципе.


P.S. Отдельное спасибо псевдобылинному русскому и гранд-мастеру Йоде.

Павел Шерер, продюсер IT-решений

Канал в Telegram

Раньше тут были комментарии, но я решил не плодить сущности. Есть что сказать или спросить — велкам в телеграм-канал:

Обсудить в Telegram