Фэйл — это прекрасно

Все мы фэйлимся. Но даже самые матёрые из нас, набравшись храбрости, вещают со сцен полубесполезные истории о том, как они слажали — и сразу все исправили. И стало даже лучше, чем было. Это вредно. Это создает вокруг ошибок ореол несерьезности, некой «возвратности», когда все можно поправить. Как так получается и почему каждый должен вспомнить хотя бы один свой «окончательный» фэйл — и поведать о нем миру.

4-5 минут на прочтение
Фэйл — это прекрасно

1. Все мы фэйлимся

И всяческие проектировщики с продуктовыми дизайнерами — не исключение. Однако при этом никто не любит рассказывать про провалы в своей профессиональной деятельности. Особенно это касается как раз тех профессий, где важна экспертность. Особенно, если рассказчик сам — единственная или главная причина такого провала. Мы же все крутые и безупречные, да?

Даже если кто-то, собравшись с духом, поведает, как его компания (отдел/команда/банда) что-то там завалила, он обязательно сразу же в красках распишет, как они потом выкрутились. Безусловно, это тоже опыт, которым стоит делиться. Но выкрутиться получается отнюдь не всегда. Иногда факап окончателен, как российский автопром.

Но где же тогда все эти истории про то, как «сервис потерял три миллиона за квартал, потому что я хреново продумал авторизацию» или «мы сделали неудобный хват для умного штопора, и продажи упали на сорок процентов»? Где они, эти антигерои, завалившие на бок свой сервис? Прячутся… А зря. «Финализированные» факапы — самые вкусные. Они наглядно показывают реальную цену ошибки. Они не создают иллюзию того, что даже если вы где-то накосячите, то потом можно будет все оперативненько поправить (чаще всего нельзя — бабло уже потеряно/потрачено). Именно такие фэйлы и вырабатывают персональную ответственность. Но из-за чьего-то стыда, высокомерия или гордыни мы вынуждены на сто процентов самостоятельно вырабатывать такой опыт. Хотя, вроде, все знают про учебу на чужих ошибках.

2. Я не такая

Если мне сейчас кто-то скажет, что с ним подобного не случалось, то тут три варианта:

  • вы не умеете считать;
  • вы рисуете кнопочки;
  • вы супермен.

Второй и третий вариант даже обсуждать не стоит. Если вы «рисуете кнопочки» и считаете, что от вас ничего не зависит — закрывайте этот пост и идите на беханс, там вас еще не все пролайкали. Если же вы супермен и слово «fail» применяете только по отношению к другим, то у меня для вас и вашей самооценки плохие новости.

Мы, с вашего позволения, остановимся на первом варианте.

3. Вы не умеете считать

В том смысле, что у вас никогда не проводилась подобная оценка. Реверсивный анализ, сравнение метрик, опросы и тому подобная чепуха, которой даже не стоит забивать голову. Или, все же, стоит? Серьезные дядьки в пиджаках и дамы в блузах, которые оплачивают вашу работу (или работу тех, кто платит вам) ответят однозначно. Не анализируете — теряете деньги. Это аксиома. Даже маркетинг, если он не выродившийся, сможет конкретно указать на дырку в воронке, а при желании — даже посчитать, сколько бабла в нее утекает.

Бывает и так, что ваша компания тупо не считает нужным доносить до вас результаты такого анализа. Или вы и есть ваша компания — и пилите собственный стартап, не утруждаясь вникать в реверсии. Или, чем черт не шутит, у вас вообще не принято анализировать проделанную работу: сдали проект клиенту, и черт с ним.

Во всех этих, и миллионе других случаев, я хочу посоветовать одно: учитесь считать. Это полезно для компании, это отрезвляет аналитиков/проектировщиков/дизайнеров. И это отличный способ показать миру, что вы не боитесь рассказать о настоящих факапах — и уберечь тем самым кого-то от подобного.

4. Тысяча и одна неподтвержденная гипотеза в релизе

Почему вообще случаются такие фэйлы? Потому что проектирование всего, что связано с пользовательским взаимодействием, чаще всего базируется на гипотезах. Отчасти подтвержденных, а иногда — просто выдуманных, вычитанных или подсмотренных у конкурентов. Финальное тестирование прототипа или хотя бы альфа-версии на деле производится крайне редко. Да кому вообще это надо — подтверждать гипотезы?

Все знают, что F-паттерн работает, а у нас как раз листинг карточек — это ж почти ньюз-аппликэйшн, что может случиться? А вот тут регистрация у нас: стандартно, используем e-mail. Что значит, мы мыло нигде не используем? Ну придумаем, маркетингу там отдадим для рассылок. Не, на телефон менять не надо — это ж личная информация, а к реге через мыло все привыкли.

Вот и получается, что вы, вроде, все учли. И проект хорош. Но где-то внутри спряталась одна-единственная бяка, имя которой — самонадеянность.

Есть еще масса причин, по которым UX может вдребезги расколоться о ваш сервис. О части из них я даже рассказал тут и тут. Но эта история не об этом, а о том, почему иногда стоит вынести этот сор из избы или хотя бы доволочь его до заинтересованных лиц.

5. Мой юикс уничтожил жизнь на планете

Если даже самый талантливый человек не занимается анализом своей деятельности, очень скоро он превращается в Творца. Тогда ему уже не важен результат, ему нравится сам процесс. Он становится невосприимчив к здоровой критике или даже хуже — она начинает его раздражать. Сейчас всё вокруг способствует развитию таких экспертов-творцов: в Интернете огромное количество поверхностных материалов, опираясь на которые, дизайнер легко начинает принимать неверные решения. Более того, я сам порой способствую появлению таких материалов (и именно поэтому предпочитаю выдавать лонгриды, которые вы не читаете). А уж среди матёрых продуктовых дизайнеров подобных персонажей пруд пруди.

Не обижайтесь, но таких творцов надо бить. Прямо по их розовым очкам. А самый лучший способ сделать это — подтолкнуть их к реверсивному анализу своей работы. Когда ты видишь, как твой коллега профакапил пять лямов компании, тебе очень и очень не хочется оказаться на его месте. И пусть даже подсознательно, но ты начнешь выискивать в своем прошлом темные пятна. Ты становишься аккуратнее в работе, более тщательно подбираешь решения.

Это одна сторона, внешняя. Есть еще внутренняя: это когда аналитика вдруг заявляет, что с твоей формы заказа отваливается 50% юзеров, а до редизайна была максимум треть. Ты начинаешь копать, вешаешь эвенты в GTM и понимаешь, что вот тут и тут у тебя реальный фэйл. В зависимости от рабочих процессов, исправляешь. Процент даже снижается до 20. Ты, довольный, продолжаешь работать. Максимум, накатаешь пост/доклад о том, что «вот смотрите, было плохо, в два с половиной раза улучшили». И только если твой начальник — умный, он посчитает, что за все это время компания потеряла сумму, превышающую твой полугодовой оклад. Если он не уволит тебя, а лишь поговорит с тобой об этом — он молодец. Если ты это учтешь — молодец ты. А если вы оба расскажите об этом всему остальному миру, то он (мир) станет чуточку лучше. Продукты будут понятнее, дизайнеры сознательнее, а бизнес — богаче.

P.S. Если нести добро в мир не умещается в ваши финансово-юридические ограничения, либо такие новости не обрадуют инвесторов/акционеров — то хотя бы просто посчитайте, для себя. Отрезвляет.

Павел Шерер, продюсер IT-решений

Канал в Telegram

Раньше тут были комментарии, но я решил не плодить сущности. Есть что сказать или спросить — велкам в телеграм-канал:

Обсудить в Telegram